Диагностический блок



Младшие .школьники

7-10 лет.

Характерные особенности развития:

 

1.Активное анатомо-физиологическое созревание организма

2. Возрастает функциональное значение «второй сигнальной системы»

2. Интенсивное развитие когнитивной сферы.

3. Ребенок учиться управлять своим поведением, протеканием психических процессов:

  • Мышления (абстрактно-логическое)
  • Внимание (произвольное внимание)
  • Памяти (произвольная память)

 

Ведущая Деятельность - учебная деятельность.

Новообразование – рефлексия (целеполагание, оценка себя  и самокоррекция)

 

Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы 7-10 лет

 

 

Предмет исследования

Цель

Методики

Восприятие (пространственные представления)

1)      Определение  уровеня  развития восприятия, организации и планирования действий, пространственных представлений, зрительной памяти и тонкой моторики руки.

2)      Исследование особенностей пространственных представлений

1) Модифицированный вариант теста «Сложная фигура» А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман (1-2 класс)

2)Фигура  А.Рея (3-5 класс)

3) счет 100-7

 

Внимание

Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания.

1)      методика «Кодирование» Пьерона-Рузера (для 1 класса.)

2)      Корректурная проба Бурдона (2-5 класс)

Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.

Память

1)Изучение слухоречевой памяти и устойчивости запоминания

2) Исследование зрительной памяти и устойчивости запоминания

 

1)      Тест 10 слов А.Р. Лурия

2)      Модифицированный вариант теста «Сложная фигура» А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман (1-2 класс)

3)      Фигура  А.Рея (3-5 класс)

 

Мышление

1)      Выявление уровня развития понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания.

2)      Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений.

1)      Предметная классификация

Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.

2) Исключение предметов методика «4 лишний»

* во всех тестах обращается внимание на развитие речи.

 

 

Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы младших школьников 7-10 лет.

 

 

 

 

 

Цель

Методики

 Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению)

1)      Проективный рисуночный тест «Человек»

2)      Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного»

3)      Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка»

4)      Проективный рисунок «Чего я боюсь»

5)      Контурный САТ

6)      Цветовой тест Люшера

7)      Анкета для определения школьной мотивации.

8)      Клиническая беседа наблюдение.

Исследование общения со сверстниками

1)      Социометрия

2)      Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля.

3)      ЦТО – цветовой тест отношений

4)      Контурный САТ.

Исследование внутрисемейного взаимодействия

1)      Проективный рисунок семьи или «семья животных».

2)Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля.

2)      ЦТО – цветовой тест отношений

3)      Контурный САТ

4)      Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка»

5)      Методика «Дерево»

 

 

 

Подростковый возраст 11-14 лет

 

Характерные особенности развития:

 

1. Переходный, критический  возраст (кризис зависимости \ кризис независимости)

2. Переход от детства к взрослости

3. Новый этап физического развития и процесс полового созревания, скачок в росте.

4. Расширение жизненного опыта личности, круга общения, групповой принадлежности   и типа людей, на которых ориентируется подросток.

5. Избирательные отношения со сверстниками, потребность в интимном общении.

 

 

Ведущая Деятельность – межличностное общение со сверстниками (интимно-личностное общение , общественно-полезная деятельность, общественно значимая деятельность.

Центральное новообразование – Сформированная «Я-концепция»( Какой Я? Сформированность чувства взрослости)).

 

Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы подростков 11-14  лет

 

 

Предмет исследования

Цель

Методики

Восприятие (пространственные представления)

3)      Определение  уровня  развития восприятия, организации и планирования действий, пространственных представлений, зрительной памяти и тонкой моторики руки.

4)      Исследование особенностей пространственных представлений

Фигура  А.Рея

 

Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.

Внимание

Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания.

1)Корректурная проба Бурдона

Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.

Память

1)Объем и скорость слухоречевого запоминания, объем отсроченного воспроизведения.

 

1)Тест 10 слов А.Р. Лурия

2) Пиктограмма

РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.

 

Мышление

1)Исследование понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания.

6)      Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений.

7)      Уровень развития абстрактоного мышления.

8)      Исследование целенаправленности, критичности, особенностей речемыслительной деятельности.

9)      Логическое мышление, операции анализа, абстракции.

 

1)      Исключение предметов методика «4 лишний»

Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.

2)      Пиктогорамма

3)      Пословицы , поговорки , метафоры.

4)      ГИТ, ШТУР, тест Амтхауэра.

 

Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы подростков

11-14 лет

 

 

Цель

Методики

 Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению)

1)Проективный рисуночный тест «Человек»

9)      Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного»

10)  Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка»

11)  Проективный рисунок «Чего я боюсь»

12)  Контурный САТ

13)  Цветовой тест Люшера

14)  Анкета для определения школьной мотивации.

15)  Клиническая беседа наблюдение.

16)  Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

17)  Пиктограмма

18)  Незаконченные предложения

 

 

Исследование общения со сверстниками

5)      Социометрия

6)      ЦТО – цветовой тест отношений

7)      Незаконченные предложения

8)      Контурный САТ.

Исследование внутрисемейного взаимодействия

2)      Проективный рисунок семьи

3)      ЦТО – цветовой тест отношений

10)  Контурный САТ

11)  Незаконченные предложения

12)  «Три дерева»

 

 

 

 

Старшие школьники 15-18 лет

 

Характерные особенности развития:

 

  1. Выбор жизненного пути, ценностей, приоритетов.
  2. Развитие внимания:
    • Повышается объем, сосредоточенность и переключаемость внимания
    • Внимание избирательно зависит от интересов.
  3. Эмоциональная сензитивность.
  4. Кризис идентичности.

    

      Ведущая Деятельность – профессиональное самоопределение.

      Новообразование – Самоидентификация («Кто Я?)

 

 

…..

Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы 15-17  лет

 

 

Предмет исследования

Цель

Методики

Внимание

Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания.

1)Корректурная проба Бурдона

Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.

Память

1)Объем и скорость слухоречевого запоминания, объем отсроченного воспроизведения.

 

1)Тест 10 слов А.Р. Лурия

2) Пиктограмма

РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.

 

Мышление

1)Исследование понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания.

2)Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений.

3).Уровень развития абстрактоного мышления.

4)Исследование целенаправленности, критичности, особенностей речемыслительной деятельности.

5)Логическое мышление, операции анализа, абстракции.

 

1)      Исключение предметов методика «4 лишний»

Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.

2)      Пиктогорамма

3)      Пословицы , поговорки , метафоры.

4)      КОТ

 

Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы старших школьников

15-17    лет

 

Цель

Методики

 Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению, акцентуации характера)

1)      Проективный рисуночный тест «Человек»

2)      Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного»

3)      Контурный САТ

4)      Цветовой тест Люшера

5)      Клиническая беседа наблюдение.

6)      Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

7)      Пиктограмма

8)      Незаконченные предложения

9)      Выявление типа темперамента опросник Русалова

10)  16 – факторный опросник Кетелл

11)  Тест Леонгарда- Шмишека определение акцентуаций

12)  Методика Ценностные ориентации Рокича

13)  Диагностика уровня притязаний Хоппе.

 

 

Исследование общения со сверстниками

1)      Социометрия Анцупов

2)      ЦТО – цветовой тест отношений

3)      Незаконченные предложения

 

Исследование внутрисемейного взаимодействия

1)      Проективный рисунок семьи

2)      ЦТО – цветовой тест отношений

 

3)      Незаконченные предложения

 

4)      Бланковые методики