Младшие .школьники
7-10 лет.
Характерные особенности развития:
1.Активное анатомо-физиологическое созревание организма
2. Возрастает функциональное значение «второй сигнальной системы»
2. Интенсивное развитие когнитивной сферы.
3. Ребенок учиться управлять своим поведением, протеканием психических процессов:
- Мышления (абстрактно-логическое)
- Внимание (произвольное внимание)
- Памяти (произвольная память)
Ведущая Деятельность - учебная деятельность.
Новообразование – рефлексия (целеполагание, оценка себя и самокоррекция)
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы 7-10 лет
Предмет исследования | Цель | Методики |
Восприятие (пространственные представления) | 1) Определение уровеня развития восприятия, организации и планирования действий, пространственных представлений, зрительной памяти и тонкой моторики руки. 2) Исследование особенностей пространственных представлений | 1) Модифицированный вариант теста «Сложная фигура» А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман (1-2 класс) 2)Фигура А.Рея (3-5 класс) 3) счет 100-7 |
Внимание | Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания. | 1) методика «Кодирование» Пьерона-Рузера (для 1 класса.) 2) Корректурная проба Бурдона (2-5 класс) Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. |
Память | 1)Изучение слухоречевой памяти и устойчивости запоминания 2) Исследование зрительной памяти и устойчивости запоминания | 1) Тест 10 слов А.Р. Лурия 2) Модифицированный вариант теста «Сложная фигура» А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман (1-2 класс) 3) Фигура А.Рея (3-5 класс) |
Мышление | 1) Выявление уровня развития понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания. 2) Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений. | 1) Предметная классификация Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. 2) Исключение предметов методика «4 лишний» |
* во всех тестах обращается внимание на развитие речи.
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы младших школьников 7-10 лет.
Цель | Методики |
Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению) | 1) Проективный рисуночный тест «Человек» 2) Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного» 3) Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка» 4) Проективный рисунок «Чего я боюсь» 5) Контурный САТ 6) Цветовой тест Люшера 7) Анкета для определения школьной мотивации. 8) Клиническая беседа наблюдение. |
Исследование общения со сверстниками | 1) Социометрия 2) Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля. 3) ЦТО – цветовой тест отношений 4) Контурный САТ. |
Исследование внутрисемейного взаимодействия | 1) Проективный рисунок семьи или «семья животных». 2)Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля. 2) ЦТО – цветовой тест отношений 3) Контурный САТ 4) Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка» 5) Методика «Дерево» |
Подростковый возраст 11-14 лет
Характерные особенности развития:
1. Переходный, критический возраст (кризис зависимости \ кризис независимости)
2. Переход от детства к взрослости
3. Новый этап физического развития и процесс полового созревания, скачок в росте.
4. Расширение жизненного опыта личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых ориентируется подросток.
5. Избирательные отношения со сверстниками, потребность в интимном общении.
Ведущая Деятельность – межличностное общение со сверстниками (интимно-личностное общение , общественно-полезная деятельность, общественно значимая деятельность.
Центральное новообразование – Сформированная «Я-концепция»( Какой Я? Сформированность чувства взрослости)).
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы подростков 11-14 лет
Предмет исследования | Цель | Методики |
Восприятие (пространственные представления) | 3) Определение уровня развития восприятия, организации и планирования действий, пространственных представлений, зрительной памяти и тонкой моторики руки. 4) Исследование особенностей пространственных представлений | Фигура А.Рея Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. |
Внимание | Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания. | 1)Корректурная проба Бурдона Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. |
Память | 1)Объем и скорость слухоречевого запоминания, объем отсроченного воспроизведения. | 1)Тест 10 слов А.Р. Лурия 2) Пиктограмма РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. |
Мышление | 1)Исследование понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания. 6) Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений. 7) Уровень развития абстрактоного мышления. 8) Исследование целенаправленности, критичности, особенностей речемыслительной деятельности. 9) Логическое мышление, операции анализа, абстракции. | 1) Исключение предметов методика «4 лишний» Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. 2) Пиктогорамма 3) Пословицы , поговорки , метафоры. 4) ГИТ, ШТУР, тест Амтхауэра. |
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы подростков
11-14 лет
Цель | Методики |
Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению) | 1)Проективный рисуночный тест «Человек» 9) Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного» 10) Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка» 11) Проективный рисунок «Чего я боюсь» 12) Контурный САТ 13) Цветовой тест Люшера 14) Анкета для определения школьной мотивации. 15) Клиническая беседа наблюдение. 16) Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. 17) Пиктограмма 18) Незаконченные предложения |
Исследование общения со сверстниками | 5) Социометрия 6) ЦТО – цветовой тест отношений 7) Незаконченные предложения 8) Контурный САТ. |
Исследование внутрисемейного взаимодействия | 2) Проективный рисунок семьи 3) ЦТО – цветовой тест отношений 10) Контурный САТ 11) Незаконченные предложения 12) «Три дерева» |
Старшие школьники 15-18 лет
Характерные особенности развития:
- Выбор жизненного пути, ценностей, приоритетов.
- Развитие внимания:
- Повышается объем, сосредоточенность и переключаемость внимания
- Внимание избирательно зависит от интересов.
- Эмоциональная сензитивность.
- Кризис идентичности.
Ведущая Деятельность – профессиональное самоопределение.
Новообразование – Самоидентификация («Кто Я?)
…..
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы 15-17 лет
Предмет исследования | Цель | Методики |
Внимание | Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания. | 1)Корректурная проба Бурдона Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. |
Память | 1)Объем и скорость слухоречевого запоминания, объем отсроченного воспроизведения. | 1)Тест 10 слов А.Р. Лурия 2) Пиктограмма РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. |
Мышление | 1)Исследование понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания. 2)Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений. 3).Уровень развития абстрактоного мышления. 4)Исследование целенаправленности, критичности, особенностей речемыслительной деятельности. 5)Логическое мышление, операции анализа, абстракции. | 1) Исключение предметов методика «4 лишний» Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. 2) Пиктогорамма 3) Пословицы , поговорки , метафоры. 4) КОТ |
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы старших школьников
15-17 лет
Цель | Методики |
Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению, акцентуации характера) | 1) Проективный рисуночный тест «Человек» 2) Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного» 3) Контурный САТ 4) Цветовой тест Люшера 5) Клиническая беседа наблюдение. 6) Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. 7) Пиктограмма 8) Незаконченные предложения 9) Выявление типа темперамента опросник Русалова 10) 16 – факторный опросник Кетелл 11) Тест Леонгарда- Шмишека определение акцентуаций 12) Методика Ценностные ориентации Рокича 13) Диагностика уровня притязаний Хоппе. |
Исследование общения со сверстниками | 1) Социометрия Анцупов 2) ЦТО – цветовой тест отношений 3) Незаконченные предложения |
Исследование внутрисемейного взаимодействия | 1) Проективный рисунок семьи 2) ЦТО – цветовой тест отношений 3) Незаконченные предложения 4) Бланковые методики |