В МБОУ «Большечурашевская СОШ» проведён
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» в рамках Всероссийской акции
«Блокадный хлеб».
Символом Всероссийской акции памяти «Блокадный
хлеб» является кусочек хлеба весом в 125 граммов — именно такая минимальная
норма выдачи хлеба была установлена зимой 1941/1942 года в блокадном
Ленинграде.
Урок проводился в канун Дня воинской славы
России – Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 год.
(отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ
«О днях воинской славы (победных днях) России»). Современное название памятной
даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1
декабря 2014 года.
На уроке в онлайн формате были показаны
фотографии паек хлеба, рецептура, ингредиенты. Рецептура хлеба в первую
блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически
ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо
ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку,
мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты
могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный
хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших
муку:
пищевая целлюлоза – 10 %,
жмых (остатки после отжима
растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10
%,
обойная пыль – 2 %,
выбойки из мешков – 2 %,
хвоя – 1 %,
ржаная мука – 75 %.
Использовалась
также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие
муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями
на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то
количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании
превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и
перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других
малосъедобных добавок в хлебе.
В конце 1941 года, когда поступление
продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать
заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу –
древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.
Далее учащиеся познакомились с основными
историческими фактами блокады Ленинграда:
1. Блокада Ленинграда была спланированной
акцией немецкого командования. Судьба города была решена до начала войны. Еще в
начале мая 1941 г. в Берлине состоялось заседание возглавляемого Г. Герингом
экономического штаба «Ольденбург», на котором обсуждались задачи экономического
освоения оккупированных советских территорий. Руководство Германии интересовали
лишь черноземных районов СССР, которые должны были обеспечивать продовольствием
нацистскую армию и Германию. Участь населения нечерноземных земель была для
нацистов очевидна.
2. Ленинград не был умирающим городом, он
работал и сражался, выпуская необходимую для фронта и тыла продукцию в
тяжелейших условиях.
3. Руководство советской страны, сами
ленинградцы делали все возможное и невозможное, чтобы решить вопросы
жизнеобеспечения города и помощи населению.
4. Блокада Ленинграда – это не локальная
история одного города. Она звучным эхом отозвалась в сердцах всего советского
народа.
5. Вклад Чувашии.
Далее ученикам было предложено поработать с
кроссвордом.
В завершении был сделан вывод: Ленинградцы
боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить
человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в
школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров
памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители
блокадного Ленинграда.