В рамках Единого дня профилактики в 9 классе МБОУ «Большечурашевская СОШ» проведен классный час «Девиантное поведение». Классный руководитель Софронов Р.Г остановился на объяснении термина «девиантное поведение», на его видах и разновидностях.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе.
В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Можно выделить такие разновидности девиантного асоциального поведения:
- преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
- пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.
- наркомания
-проституция
- самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).
Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: трудоголизм; клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков, пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия), агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.
В конце классного часа учащиеся и учитель совместно выбрали меры по профилактике девиантного поведенияю из приведённого списка:
Организация досуга;
Развитие личностных ресурсов;
Создание поддерживающей среды;
Пропаганда здорового образа жизни;
Работа над психологическими зависимостями;
Формирование положительного отношения к себе.