Путешествие в историю театра

В рамках празднования Дня знаний в Год театра, в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщения их к культурным ценностям своего народа и базовым национальным ценностям российского общества, воспитания патриотизма и всестороннего развития детей в 8 классе МБОУ «Большечурашевская СОШ» состоялся классный час «Путешествие в историю театра». На мероприятии участвовали родители учащихся и приглашённые гости.

В первой части классного часа учащиеся вместе с классным руководителем Софроновым Р.Г. вспомнили историю древних театров. Провели игру «Кто больше найдёт информацию». Ученики искали информацию о театрах Чувашии, о знаменитых театрах России и мира.

Вторую часть мероприятия посвятили истории Асламасского народного театра. Узнали об основоположнике театра Васильевой Феонии Алексеевне. Подытоживая свою работу в театре, она оставила воспоминания на 33 листах в рукописном варианте. Рукописи послужили ценнейшими источниками об истоках театра. Феония Алексеевна, в девичестве Чернова, родилась в селе Ойкас-Асламасы в 1928 году. Когда она перешла в 5 класс, началась самая страшная война. Феония Алексеевна в воспоминаниях рассказывает о трудных годах войны и после войны. Но трудности только закалили их дух. В 1954 году она начала работать в Асламасском СДК. Театр берёт своё начало в работе драмкружка. Первых участников было в большом количестве всех и не вспомнить, - пишет Феония Алексеевна. Первый спектакль назывался ‘’Вут чулĕ’’ по одноимённому произведению чувашского писателя Аркадий Эсхель.  В 1971 году по пьесе Л. Агакова поставили спектакль ‘’Шанчаклă эмел’’. В 1972 году – спектакль ‘’Уçланкăра’’, ‘’Канаçсăр каç’’ автор Г. Пляскин. Роли исполняли обычные рабочие: свинопасы, доярки, трактористы, водители, учителя. До выхода на заслуженный отдых (1983г.) Феония Алексеевна также вела хоровой коллектив при Асламасском СДК.

Начинания Феонии Алексеевны в Асламасском СДК продолжила выпускница Московского народного института искусств Максимова Любовь Михайловна – первый штатный режиссер театра. С её именем связано дальнейшее развитие театра в селе Ойкас-Асламасы. Количество любителей театра с каждым годом росло. Каждая постановка собирала полный зал зрителей.

Усердные труды дали результат. В 1988 году драмколлективу присвоили почётное звание ‘’Народного театра’. Звание было защищено постановкой Николая Айзмана «Çÿпçипе хупăльчи». Главные роли исполняли Андреев Иван Иванович, Григорьева Елизавета Максимовна, Павлова Елена Гавриловна, Никонорова Ирина Леонидовна и Максимова Любовь Михайловна. По основному месту работы все они были учителями Асламасской основной школы. В следующей постановке Николая Айзмана «Кай, кай Ивана!» участвовало 35 человек. Спектакль имел полный аншлаг. В стенах родного клуба спектакль был поставлен подряд 3 раза. В окрестные селения выезжали 5 раз.

Также познакомились с деятельностью театра сегодня и сделали вывод, что влияние  театра  на социально-культурное развитие местности огромно:

1) театр учит нормам морали,

2) театр  помогает  духовному развитию,

3) театр  способствует социализации  личности.