Уход в себя. Стремление
побыть наедине с собой присуще каждому человеку. Скажем больше, в подростковом
возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о
смысле жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в
него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может
появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны
помнить и рассказать родителям подростка, что если замкнутость, обособление
становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится
близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то
невыносимой ситуации.
Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это
состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью,
информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами
и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно
колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
Депрессия. Это
глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется
по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в
себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие
долго не будут замечать перемен в их поведении. Единственный выход в таких
случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.
Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки
раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления
оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако
такое поведение обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих,
их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и
подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, случались
нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.
Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит
бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться
как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы
педагог-психолог может прояснить у родителей.
Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно
раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше
было значимым. Подростки в такой ситуации раздаривают любимые вещи (диски с
играми, музыкой, одежду или коллекцию постеров и др.) или наоборот начинают
игнорировать их (ходят в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушают
любимые музыкальные диски, не смотрят любимые передачи и т.п.) Как показывает
опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае
рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений
потенциального суицидента.
Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный
порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь
мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание
с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными
физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и
атмосфера могут показаться подростку трагедией. Если к этому добавляется развод
родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него
могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка
должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги и
родители. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для
окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к
нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве
или психологической травме, а подросток стремится скрыть свои переживания под
маской веселья и беззаботности. Другими тревожными симптомами являются снижение
энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
Угроза. Если
подросток открыто высказывает намерение уйти их жизни — это должно восприниматься
серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о
готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны педагога-психолога
недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только
подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие,
предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена
степень риска (затем действовать в соответствии со схемой сопровождения в
рамках каждой степени риска), проинформировать родителей, в случае
необходимости проконсультироваться по телефону со специалистами-медиками.
Активная предварительная подготовка. Выражается в
том, что подросток изучает специфическую литературу или Интернет и собирает
информацию об отравляющих веществах и лекарствах (других способах
самоубийства), ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, о загробной
жизни, посещает кладбища и красочно описывает их и т.п.
Выделяются внешние, поведенческие и
словесные маркеры опасного для жизни поведения. Что-то могут заметить педагоги
или родители (проинформированные заранее), остальное увидите (проясните в
беседе) вы.
Поведенческие маркеры:
·
Тоскливое
выражение лица.
·
Склонность
к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания,
слезливость.
·
Скука,
грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность,
ворчливость.
·
Брюзжание,
неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию
окружающих.
·
Гипомимия
(повышенная, часто неестественная мимика).
·
Амимия
(отсутствие мимических реакций).
·
Тихий
монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
·
Ускоренная
экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
·
Общая
двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на
диване).
·
Двигательное
возбуждение.
·
Склонность
к неоправданно рискованным поступкам.
·
Чувство
физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
·
Тревога
беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
·
Ожидание
непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
·
Постоянная
тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда
вокруг много радостных событий.
·
Пессимистическая
оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
·
Пессимистическая
оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
·
Активное
взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение
за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
·
Расширение
зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное
давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле,
головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической
тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе),
запоры, нарушение менструального цикла (задержка).
Словесные маркеры (высказывания
ребенка):
·
Прямые
или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня
больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
·
Шутки,
иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из
жизни еще живым не уходил!»).
·
Уверения
в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то
я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану
существовать!» и т.п.).
·
Прощания.
·
Самообвинения
(«Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество.
Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор,
то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
·
Сообщение
о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки
уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Основными «инструментами» педагогов и
специалистов кризиcных центров и социально-психологических служб для оценки
суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, беседы со
сверстниками, друзьями, родственниками, учителями, получение данных медицинской
документации.
Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения,
питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию,
интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в
Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов),
серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли
и др.).
Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в
урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное
отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое),
частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные
вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема
одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в
размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения
(несвойственные подростку ранее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том
числе в высказываниях), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти
(способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
Кроме
названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его, стихи,
ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др