Алгоритм действий по раннему выявлению и профилактике жестокого обращения с детьми


1.Учитель должен обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении с ним:

·         Неухоженность, неопрятность

·         Аппативность или агрессивность ребенка

·         Изменчивое поведение (спокойствие-возбуждение)

·         Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки

·         Повторяющиеся жалобы на недомогание (головная боль…)

·         Чувство страха по отношению к родителям

·         Повышенная агрессивность в играх по отношению к другим детям

·         Острые эмоциональные реакции при получении замечаний

·         Ребенок боится после школы идти домой

2.При подозрении на жестокое обращение с ребенком учитель должен предпринять следующие меры:

·         Завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением

·         В случае получения основания полагать, что с ребенком жестко обращаются, необходимо вместе с социальным педагогом осуществить выход в семью ребенка.

3.При выявлении случая жестокого обращения с ребенком, необходимо:

·         Немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком

·         Руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем в письменном виде) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

4.В целях защиты прав и интересов ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

·         Совместно с заинтересованными службами (психологи, соц.педагог…) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, включая работу с его семьей

·         Организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации

·         Направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка.

5.Если Вы первый человек, кому ребенок рассказал о насилии, ваши действия:

·         Сохраняйте спокойствие

·         Скажите ребенку, что Вы ему верите и, что он поступил правильно, рассказав Вам о насилии

·         Внимательно выслушайте его рассказ

·         Скажите ребенку, что произошедшее насилие – это не его вина

·         Заверьте ребенка в том, что Вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его безопасность.