Выступления на родительском собрании

1.Тема «Суицид среди подростков»

            Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.

            Задачи:

Познакомить родителей с причинами суицида.

- Предложить рекомендации родителям по профилактике суицида.

Суицид среди подростков.

            Суицид - добровольный уход из жизни. Суицидальное поведение встречается чаще у подростков, чем в других возрастных группах. Это связано с рядом особенностей подросткового возраста. В этом возрасте реальная значимость проблемы и реакция на неё подростка могут быть несоизмеримы до катастрофической величины. Опрос родственников, учителей, подростков - суицидантов показал, что поступок ребенка в большинстве случаев для них оказался неожиданностью. Для более успешного прогнозирования экстремального поведения ребёнка – подростка необходимо учитывать ряд их психологических особенностей:

  • Подростки стремятся шокировать общество крайними действиями, которые могут привести к смертельному исходу (вызывающее поведение);
  • Привыкнув к опеке взрослых, подростки нередко рассматривают суицидальные попытки как своеобразную игру, которая контролируется взрослыми, оставаясь в душе уверенными, что взрослые не разрешат довести её до конца.

Зачем это подросткам?

            При отсутствии других реальных возможностей воздействовать на окружающую микросреду, ребята часто прибегают к шантажу таким образом. Большинство подростков не отдают себе отчета в реальной трагичности последствий суицида. Отсутствие жизненного опыта, чувства ответственности на необходимом уровне приводят к недооценке суицидального поступка.

            Взрослые чаще всего кончают жизнь самоубийством на фоне депрессии, обусловленной некой определенной ситуацией. Это не характерно для подростков. Ситуационная депрессия у детей не является главной причиной суицидальных попыток. Эмоциональный фон у детей и подростков быстро меняется под воздействием многочисленных внешних факторов, они легко отвлекаются от своих проблем, меняют увлечения, привязанности. Более значимыми в этих случаях являются сопутствующие социальные обстоятельства. Отчаяние у подростка может вызвать отсутствие сочувствия его переживаниям у родных и близких людей, боязнь быть наказанным за поступок, страх осуждения, травля среды.

            К частым причинам суицида можно отнести:

·        конфликты,

·        низкую самооценку,

·        нарушение межличностных отношений,

·         неудовлетворенность своей внешностью,

·         неудачную любовь,

·         действительную или мнимую утрату родительской любви,

·         переживания, связанные со смертью или разводом родителей,

·         желание вызвать сочувствие.

Бывают среди подростков и групповые самоубийства. Подростки легко внушаемы. Если им кажется, что среда подталкивает их к самоубийству, предлагает им этот способ решения жизненных проблем, они с облегчением на него решаются, считая, что ответственность с них снята. В групповых самоубийствах подростки влияют друг на друга.

            Важно то, что когда подростки принимают решение, их эмоциональный фон резко повышается, что может привести взрослых в заблуждение. Приподнятое настроение подростков взрослые воспринимают как признак отсутствия проблем.

            Суицидальные мысли могут быть связаны с психическими заболеваниями. К группе повышенного риска относятся больные с депрессией, тревогой, мрачным настроением.

            Итак, на что взрослые должны обратить внимание:

-Суицид  у подростков является следствием невнимания к ним.

-Иметь элементарные знания психологии данного возраста.

-Помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений, он всегда нуждается в участии взрослых.

-Учитывать характер окружающей подростковой микросреды.

      -Нельзя игнорировать рассуждений на тему самоубийства, его способах, резкие перемены настроения от угрюмого, мрачного, озлобленного до необычайно радостного.

 

При высказывании подростком суицидальных мыслей, намерений, взрослые обязаны:

 

1.Обеспечить постоянное наблюдение за ребенком.

2.Сделать недоступными для него предметы и вещества (лекарства), с помощью которых он может осуществить свой суицидный замысел.

3.Успокоить подростка беседой, дать ему выговориться

4.Изменить взаимоотношения  с ребенком в положительную сторону.

Меры профилактики:

1.      Проанализируйте отношения с детьми.

2.      Будьте внимательны к ним, их словам и поступкам.

3.       Не жалейте любви для своих детей.

 

2. Тема «Профилактика суицидального поведения»

 

Цель: Повышение родительской компетентности по профилактике суицида.

Задачи: - Познакомить с причинами суицидального поведения.

                - Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье.

Мы (люди) называем себя вершиной эволюционного процесса, утверждаем, что  человек является самым приспособляемым живым существом на свете. Мы научились жить в условиях комического пространства, и мы же – тот единственный вид, представители которого могут самостоятельно прекращать свое существование. Как  и на всех живых сушеств, на нас постоянно действуют разрушительные силы окружающей среды. Противостоять мы научились, но враг пришел с другой стороны – изнутри. Основную причину людских невзгод следует искать в самих людях.

             Наблюдается уникальное явление - авитальная активность- активность, направленная на сокращение или прекращение собственной жизни.

            Саморазрушающее поведение (самоубийство) является серьезной проблемой в мире и в нашей стране. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире от 500 тысяч до 1 миллиона людей заканчивают жизнь самоубийством. На каждое завершенное самоубийство приходится 100 суицидальных попыток.

Ежегодно погибают около 20 тысяч человек, большинство до 20 лет.

            В 2003 году Россия заняла 1 место в мире по абсолютному количеству подростковых самоубийств. Пик суицидальной активности переместился на возраст от 15 до 25 лет.

                        Что же влияет на самоубийства?

Убийство- это агрессия, устремленная на других.

Суицид – агрессия, направленная на себя.

            В последнее время много  людей находится в стадии депрессии или испытывают чувство одиночества. Депрессивное мышление влияет на поведение человека в состоянии депрессии, помогая поддерживать цикл саморазрушения. Обесценивание религии и семьи плюс рост индивидуалистической установки «ты это можешь сделать» порождают безнадежность и самообвинение.  Нет ничего в жизни человека большего, чем привязанность к другому человеку. Многие люди это поздно понимают. Ведь когда человек умирает, он вспоминает не машины, не награды, а вспоминает людей, которых любил и которые любили его

Когда связи «Я - ТЫ» не сформированы или разрушены, человека практически ничего не держит в этой жизни. Подросток, который не получает в семье любви, которого родители не любят,  вынужден постоянно доказывать окружающим свою ценность, а себе – самоценность.

Патологическая страсть к азартным играм – явление достаточно распространенное. В младшем возрасте злоупотребление компьютерными играми представляет угрозу не только для психологического здоровья, но и для физического. В подростковом возрасте это карты и игровые автоматы. Подростки знают буквально все аппараты, называют их по имени, дают характеристики: жадный, хитрый. Во время игры не замечают ничего происходящего вокруг. С ящиком могут разговаривать, уговаривать, благодарить, ругаться.

Пример: 13-летняя девочка воровала крупные суммы денег из дома, за что была наказана, но, тем не менее, не прекращала красть. Во время беседы с ней выяснилось, что девочка воспитывается в деформированной семье. Мать, старший брат воспитывался в семье прародителей, а девочка живет с отцом, мачехой и сводным братом. Мачеха психологически не приняла ребенка мужа от первого брака, и ситуация еще более ухудшилась после рождения совместного ребенка. Когда встал простой вопрос (на который родители, похоже, так и  не добились ответа), что же девочка делала с деньгами, выяснилось, что она все тратила на лотерейные билеты. Она горячо верила, что рано или поздно ей удастся выиграть крупный приз, который она отдаст папе с мачехой, чтобы те за это хоть немного больше её любили.

Помните,  любому человеку нужна удача. А представьте себе,  как в этом нуждаются наши дети? Ведь у них совершенно особые отношения со временем.

Кажется, никогда не кончится ссора с мамой.

Никогда не наступит праздник.

Никогда не будет ничего хорошего.

Несколько двоек подряд, разладились отношения с одноклассниками.

Мы – то с вами знаем, что это все - такая малость по сравнению с большой жизнью. Они, наши дети, этого не знают, и поэтому не бросайте их, когда им плохо. Помогите ребенку понять, что борьба и надежда, упорная работа и вера всегда вознаграждаются победой и удачей.

            Настраивайте своих детей на удачу!